Хокуса́й Кацусика (1760-1849), японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии. Представитель направления укиё-э. В главных графических произведениях (серии «36 видов горы Фудзи», 1823-29, «Путешествие по водопадам различных провинций», 1827-33), выполненных в крупном формате с использованием смелых перспективных построений и неожиданных цветовых сочетаний, создавал эпические образы характерного японского ландшафта.
* * *
ХОКУСАЙ Кацусика - ХОКУСА́Й (Кацусика Хокусай) [1760, Эдо (ныне Токио) - 10 мая 1849, там же), художник укие-э (см. УКИЕ-Э), иллюстратор, гравер, писатель - один из величайших гениев японского искусства. Творил под множеством псевдонимов.
Начало пути
Родился, как считают, в квартале Варагэсуй района Хондзе в Эдо (современный Токио). Его настоящее имя Токитаро, но на протяжении всей своей творчской жизни он принимал много различных псевдонимов. В 18 лет Хокусай поступил в студию Кацукава Сюнсе (1726-92), известного художника укие-э, прославившегося портретами актеров Кабуки (см. КАБУКИ). В 1779 молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.
В 1791 Хокусай был приглашен сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро. После смерти Сюнсе в 1792 школу Кацукава возглавил другой ученик Сюнсе, Кацукава Сюнэй (1762-1819), и Хокусай, по-видимому, прекратил рисовать портреты актеров.
Собственный стиль. Суримоно
1793-94 гг. стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укие-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса (см. ТОСА), а также применив европейскую перспективу.
В 1795 выходят его иллюстрации к поэтической антологии «Кека Эдо мурасаки». Между 1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние «суримоно» - так назывались эти выполненные по заказу оттиски - имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их имитировать. Как раз в 1796 художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса, иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800, в возрасте 41 года, художник стал называть себя Гакедзин Хокусай - «Безумный живописью Хокусай».
Публичные выступления
Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай, завоевав определенный авторитет, часто демонстрировал свое искусство на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы (см. БОДХИДХАРМА) размером в 240 кв. м. Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, т.н. «емихон», известных авторов Кекутэя Бакина и Рютэя Танэхико.
Альбомы и серии. Уединенная жизнь в Миура
В 1812 начинается его тесная дружба с художником Бокусэном (1775-1824). В результате чего между 1814 и 1834 в г. Нагоя выходила серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга» («Рисунки Хокусая»). Знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») начала выходить в 1831, а в начале 1830-х гг. Хокусай выпустил гравюры известных водопадов, мостов, птиц и привидений, т.е. те работы, которыми он известен более всего в наше время. В конце 1834 непосредственно перед выходом его серии «Фугаку хяккэй» («100 видов горы Фудзи»), шедевра его книжной гравюры, художник покинул Эдо и в течение года жил в рабочем районе вблизи Урага на полуострове Миура к югу от Эдо. В это время начала издаваться его последняя, серьезная серия гравюр «Хякунин иссю уба га этоки» («Иллюстрации к сборнику «100 стихотворений 100 поэтов»). Выход этой серии иллюстраций к поэтической антологии «Хякунин иссю» был прерван после публикации 27 листов, выпуск серии так и остался незавершенным.
Снова в Эдо. Бедность
В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного, и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Самым известным из его учеников, наверно, стал Тотоя Хоккэй (1780-1850), который иллюстирировал книги и «суримоно».